Оценка эффективности слухопротезирования у взрослых
Разборчивость речи в слуховом аппарате – главный критерий оценки эффективности слухопротезирования у взрослого пациента. Для его определения используются стандартные таблицы слов, которые записываются на носитель как в тишине, так и в шуме и прослушиваются пациентом. Если у врача нет необходимого оборудования, он может произнести эти слова своим голосом, находясь на расстоянии 6 м от пациента. Однако, таким образом оценить разборчивость речи в шуме не получится.
Также в критерии оценки эффективности слухопротезирования входит разборчивость полных предложений. В разных странах существуют свои тесты с предложениями, разработанными для конкретной языковой среды. Для русскоговорящих есть адаптация Ольденбургского теста предложений (OLSA) (см. приложение).
Для того, чтобы оценить эффективность слухового аппарата, взрослым пациентам даются специальные анкеты с набором вопросов о том, как они воспринимают предложения в аппарате и без него.
Анкета APHAB
Эта анкета содержит 24 вопроса, поделённые, в свою очередь, на 4 категории:
- Легкость коммуникации – в.4, 10, 12, 15, 23.
- Фоновый шум – в. 1, 6, 7, 16, 19, 24.
- Реверберация – в. 2, 5, 9, 11, 18, 21.
- Антипатия – в. 3, 8, 13, 17, 20, 22.
Оценка вопросов производится по 7-балльной шкале от «всегда» до «никогда» и в двух ситуациях – «со слуховым аппаратом» и «без слухового аппарата». Мнение пациента об эффективности слухового аппарата, таким образом, определяется по разнице между ответами в двух ситуациях.
Анкета COSI
В этой анкете пациенту предлагается самостоятельно выбрать для себя ситуации, в которых но оценивает свою способность слышать, и приоритетные цели, которых он желает добиться с помощью слухопротезирования.
Эта анкета заполняется пациентом несколько раз: до начала ношения слухового аппарата и несколько раз после начала его использования, в разные периоды времени. Итоговые результаты сравниваются.
Анкета HHIE – «Список слуховых нарушений у пожилых людей»
Данная анкета содержит 25 вопросов, ориентированных социально и эмоционально в первую очередь. В скрининговой версии 10 вопросов. Оценка производится по 3-блльной шкале: «да», «иногда», «нет».
Примеры вопросов:
«Испытываете ли вы неловкость, связанную со сниженным слухом, когда знакомитесь с новыми людьми?»; «Шум вокзалов, аэропортов, строек для вас неприятно громкий?»
Оценка эффективности слухопротезирования у детей
Из методов контроля правильности подбора и настройки слухового аппарата для детей младшего возраста обычно выделяют:
- тональную игровая аудиометрия
- наблюдения сурдодопедагога и родителей
- регистрацию порога акустического рефлекса
- регистрацию КСВП при предъявлении звуковых стимулов в свободном поле (в сложных случаях для настройки СА)
У детей младшего возраста эффективность слухопротезирования и правильность настройки слухового аппарата оценивают с помощью определения порогов слуха, ориентируясь на данные разговорной речи.
Оценка эффективности слухопротезирования детей более старшего возраста производится почти так же, как и у взрослых – с помощью стандартной таблицы слов для детей, записанных в шуме и без него.
Для того, чтобы выявить проблемы слухопротезирования у каждого пациента, прибегают к методу анкетирования.
Анкета COW – «Шкала улучшения восприятия ребёнка»
Данная анкета помогает врачу расширить определение слуховых потребностей ребёнка, так как в ней, помимо его собственной точки зрения, учитывается мнение родителей и педагогов.
Оценка слухового восприятия ребёнка производится с помощью 16 ситуаций и по 5-балльной шкале: 1 — «слышу хуже», 2 — «нет различий», 3 — «немного лучше», 4 — «лучше», 5 — «намного лучше».
Сурдопедагогическая методика оценки эффективности слухопротезировния
В правильно настроенном слуховом аппарате пациент должен чётко воспринимать разговорную речь на расстоянии не менее 4м.
Педагог может проводить стандартное анкетирование для того, чтобы выяснить субъективную оценку пациента, узнать, есть ли у него какие-то проблемы в адаптации и в случае их наличия дать необходимые рекомендации.
Установку слухового аппарата ребёнку можно считать эффективной, если в нём ребёнок слышит звуки на разных частотах на расстоянии 4 м, а ориентировочную реакцию на них проявляет на расстоянии не менее 2 м; кроме того, у ребёнка должно развиться понимание речи, реакция на слова и звуки.
Особенно важно анкетирование, когда вопрос касается пожилых людей – по статистике, половина пациентов старшего возраста отказывается носить слуховые аппараты именно из-за трудностей в адаптационном периоде.
Оценивая эффективность слухопротезирования у маленьких детей (до 3 лет), выделяют 3 подхода:
- наблюдение за реакциями ребёнка в слуховом аппарате на звуки, речь во время занятий;
- анкетирование родителей, наблюдающих за реакциями ребёнка на звуки в течение дня;
- оценка изменения реакций ребёнка на звуки и речь, понимание речи с помощью специальных текстов.
Установку слухового аппарата ребёнку можно считать эффективной, если в нём ребёнок слышит звуки на разных частотах на расстоянии 4 м, а ориентировочную реакцию на них проявляет на расстоянии не менее 2 м; кроме того, у ребёнка должно развиться понимание речи, реакция на слова и звуки. Недостаточно же эффективным слухопротезирование может считаться, если:
1) ребенок слышит только низко-, среднечастотные звуки речи или слышит и высокочастотные звуки ([с]), но на расстоянии 1–2 м;
2) ребёнок реагирует только на громкие звуки и голос;
3) ребёнок понимает речь только если видит лицо говорящего;
4) голосовая активность ребёнка увеличивается, но из согласных появляются только звуки видимой артикуляции;
5) после 6 месяцев использования слухового аппарата ребёнок реагирует только на неречевые звуки (выявляется с помощью анкетирования).